Потому что их способности не
подкрепляются тренировкой, на которую тратились бы усилия. Они просто гробят
свои способности. У них есть зачаточные способности, благодаря которым им с
детства все неплохо удается и без усилий, все их хвалят без конца : молодец,
молодец, и какие-то там усилия им кажутся ненужными и смешными. С пьесой,
которую другой ребенок учит три недели, он справляется вполовину быстрее,
учитель видит, что у ребенка хорошие способности, и тот переходит сразу к
следующей ступени, и с ней тоже справляется вполовину быстрее других, идет
дальше... В итоге, так и не узнав, что такое усилие, он пропускает какой-то
элемент, необходимый для формирования человека, и проходит мимо. Это
трагедия. Если разобраться, меня тоже в какой-то мере это коснулось, но, к
счастью, мой учитель был очень строгим, и я все же чего-то достигла.
Но преподавать той девочке мне действительно было приятно. Такое было
ощущение, прямо как будто несешься по скоростной трассе с бешенной скоростью
на мощной спортивной машине. Стоило чуть-чуть пальцем шевельнуть, и эта
девочка очень чутко реагировала. Хоть порой и казалось, что слишком уж
быстро она несется. Главная заповедь, когда учишь таких детей, прежде всего
воздерживаться от чрезмерной похвалы. Потому что они с детства приучены к
похвалам, и сколько их ни хвали, их это уже не трогает, они даже не
радуются. достаточно изредка похвалить по делу. И никогда ни к чему не
принуждать. Позволять выбрать самостоятельно. Не гнать вперед и вперед, а
давать остановиться и подумать. Вот и все. И тогда все получается очень
хорошо.
Рэйко уронила сигарету на пол и затоптала ее. Затем глубоко вздохнула, точно
пытаясь успокоиться.
- Когда занятие заканчивалось, мы пили чай и разговаривали вдвоем. Иногда я
изображала джаз на пианино и учила ее. Вот это - Bud Powell, а это -
Thelonious Monk. Но в основном она болтала о чем-то сама. И так она умела
говорить, что тебя всего захватывало.
|