К тому же школа, в
которую она ходила, была школой для девочек, из которой можно было напрямую
поступать в университет, все равно что по эскалатору в него заезжать, лишь
бы учиться на более-менее положительные оценки. Налегать на занятия особой
нужды не было, да и позиция ее матери была "Занимайся для души, никто тебя
не подгоняет". Так что я тоже ее насильно не заставляла : делай то, делай
это. То, что принуждения она не любит, я сразу поняла, когда мы встретились.
Будет для виду поддакивать да кивать, а самой что не нравится, ни за что
делать не станет. Так что я позволяла ей играть так, как ей хотелось. На
следующий раз я ей проигрывала ту же самую мелодию разными способами. Потом
вдвоем обсуждали, какой из способов лучше, какой хуже. Потом опять велела ей
сыграть. И ее исполнение по сравнению с прошлым разом становилось лучше в
несколько раз. Она умела разглядеть и правильно воспринять самое лучшее.
Я молчал и лишь продолжал есть виноград, пока Рэйко переводила дыхание и
смотрела на дым сигареты.
- Я всегда считала, что у меня неплохие способности к музыке, но эта девочка
меня превосходила. Прямо жалко было ее способностей. Ведь если бы в детстве
она встретила хорошего преподавателя и получила систематическое образование,
она могла бы подняться до приличного уровня. Но и из этого бы ничего не
вышло. Она бы такого систематического обучения не вынесла. Есть на свете и
такие люди. Люди, которые обладают замечательными способностями, но эти их
способности рассыпаются в прах, потому что они не могут приложить достаточно
усилий, чтобы свести их воедино. Я таких людей повидала много. Есть, к
примеру, люди, который весьма сложные вещи без запинки играют, один раз
взглянув на ноты. И это притом на хорошем уровне. У меня ни за что так не
получится. Но на этом и все. дальше этого они шагнуть не могут. А почему?
Потому что они не прилагают усилий.
|